Речь – самая простая и доступная, но в тоже время, сложная форма общения между людьми. Ограничение возможности говорить, вне зависимости от причины, влияет на психику человека, на развитие интеллектуальных возможностей, социальную адаптацию личности.
С каждым годом рождается все большее количество детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи. К слову сказать, часто требуется помощь не только учителя-логопеда, а и других специалистов: невропатолога, психиатра, дефектолога и др.
Причинами могут быть органические или функциональные нарушения, оказавшие свое влияние до беременности, внутриутробно, во время развития плода, во время родов или после рождения. Многих проблем в развитии детей можно избежать или, по крайней мере, смягчить их, принимая профилактические меры.
1 С момента рождения ребенка необходимо, чтобы его окружало здоровое речевое общение. Разговаривайте с ребенком не «сюсюкая», вы ведь даёте образец речи своему ребёнку.
2 Бывает, что маленькие дети плохо едят, отказываются от пищи, которую надо тщательно пережевывать (морковь, орехи, яблоки т.п.), а родители, облегчая себе задачу - накормить ребёнка, трут на тёрке и измельчают всё, что можно. Такой «плохой аппетит» вызван слабостью мышц речевого аппарата, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании звукопроизношения. Поэтому ребёнку необходимо научиться разжёвывать твердую пищу.
3 Сопровождайте свои действия словами в разных видах деятельности. Разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте обо всем, что видите вокруг, читайте ему книги, обсуждайте прочитанное, играйте с ним, учите с ним стихи, пословицы, скороговорки.
4 Внимательно слушайте ребенка, тем самым вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.
5 Отвечайте на вопросы ребенка в доступной ему форме, не игнорируйте, ведите с ним диалог. Этим вы поможете сформировать познавательный интерес, который так необходим для приобретения новых знаний, обучения ребенка.
6 Развивайте мелкие движения пальцев рук (мелкую моторику). Позвольте малышу как можно больше рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать – все это поможет речи, а в будущем и письму.
7 Сведите к минимуму компьютерные игры и просмотр телевизора.
Особенно, если ваш ребёнок очень активный и подвижный. Играйте с ним в спокойные игры, учите контролировать свои желания, доделывать начатое дело до конца.
8 Если возникла необходимость в логопедической помощи, следует неукоснительно соблюдать и выполнять все рекомендации и требования учителя-логопеда. Такое взаимодействие обеспечит ребёнку своевременную коррекцию речи и необходимую подготовку к школьному обучению.
Любите своих детей и не жалейте времени для них!